Региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС

Региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РРЦ) является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Нижегородской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее — ГБУДО НО «ЦППМСП»).

РРЦ был организован приказом министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее – Министерство) от 19.09.2019 г. № 316-01-63-2252 в соответствии с Концепцией комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.09.2019 г. №928-р, а также соглашением о сотрудничестве между ФГБОУ ВО МГППУ и Министерством от 18.10.2018 г. № 51-01-21/26-18.

РРЦ осуществляет свою деятельность по двум адресам: ул. Красных Партизан 8А литер Б и ул. Елецкая 10А, где более 50 детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) получают коррекционную помощь, а их семьи консультации.

Основной целью РРЦ является координация деятельности образовательных организаций по реализации комплексного и непрерывного сопровождения образования детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС).

Основные задачи РРЦ:

– обеспечение комплексного, непрерывного и индивидуального подхода в сопровождении образования детей с РАС в Нижегородской области;

– обобщение, внедрение и распространение современных технологий обучения детей с РАС в образовательных организациях Нижегородской области;

– методическое и информационное сопровождение деятельности образовательных организаций Нижегородской области по работе с детьми с РАС;

– организация лекций, семинаров и стажировок для специалистов, оказывающих образовательные услуги детям с РАС в Нижегородской области;

– мониторинг предоставления образовательных услуг для детей с РАС в Нижегородской области;

Сетевое взаимодействие РРЦ.

Основными механизмами и условиями развития системы сопровождения образования детей с РАС в регионе является сетевое взаимодействие РРЦ с организациями, осуществляющими помощь детям с РАС в регионе.

Деятельность РРЦ в части организации сотрудничества с организациями осуществляется на основе заключаемых соглашений.

В 2020 году РРЦ заключено 9 трехсторонних соглашений с региональной общественной организацией помощи детям с РАС «Контакт» и 9 школами, в которых открыты ресурсные и автономные классы для детей с РАС.

Заключено соглашение с МБОУ «Школа №134», в которой уже более 3 лет функционирует ресурсный класс. Предметом соглашения является взаимодействие сторон, направленное на оказание содействия в обучении детей с РАС в ресурсных и автономных классах в Нижегородской области через совместную организацию методического сопровождения общеобразовательных организаций впервые принявших детей с РАС.

Также заключено соглашение с ГБОУ ДПО «НИРО» о совместной деятельности в направлении повышения компетенций специалистов сферы образования, работающих с детьми с РАС.

Важнейшим условием эффективной работы РРЦ является его взаимодействие и сотрудничество с Федеральным ресурсным центром (далее – ФРЦ).

Взаимодействие РРЦ и ФРЦ осуществляется на основе соглашения в целях обеспечения обмена опытом в области оказания комплексной помощи детям с РАС, систематизации и апробации новейших методик и технологий в диагностике, коррекции, обучении и сопровождении детей с РАС.

Основные направления сотрудничества:

– обмен опытом практической работы с детьми с РАС, методическими разработками;

– разработка программно-методического обеспечения;

– реализация программ повышения квалификации;

– организация совместных мероприятий;

– реализация совместных проектов.

В рамках сетевого взаимодействия ФРЦ обеспечивает:

– методическую, экспертную, информационно-аналитическую поддержку РРЦ и другим организациям Нижегородской области, оказывающим психолого-педагогическую помощь детям с РАС;

– подготовку и обучение специалистов, осуществляющих комплексную помощь и образовательную деятельность с детьми с РАС;

– содействие в организации межведомственного взаимодействия по оказанию комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, разработке и реализации региональных межведомственных планов действий;

– содействие в реализации регионального межведомственного плана действий.

Директор ФРЦ Артур Хаустов считает открытие региональных ресурсных центров важным механизмом формирования системы комплексного сопровождения детей с РАС в стране. Федеральный ресурсный центр в своей деятельности выделяет особое место организации сетевого взаимодействия и партнерских отношений с региональными ресурсными центрами. «Региональные ресурсные центры создаются на базе региональных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В прошлом аутизм исследовался преимущественно медицинскими организациями, а сегодня этой проблемой активно занимается система образования. Это правильно». – комментирует Артур Хаустов.