Интерпретация

Интерпретация результатов тестирования.

 

Шкала «Факторы риска»

(социально-психологические условия повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение)

 

Субшкала «Потребность в одобрении» (По)

Потребность в одобрении – это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создаваьт о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).

Уровень Описание
Повышенный Стремится быть принятым пусть даже и вопреки своим интересам. Зависим от благоприятных оценок со стороны других людей. Испытывают потребность в положительной оценке своих слов или поступков. Проявляет повышенную чувствительность к критике. Стремится соответствовать ожиданиям. Тяжело переносит ситуацию проигрыша. При высоком уровне выраженности признака может говорить о неискренности с психологом или неискренности с самим собой, когда испытуемый пытается быть кем-то выдуманным. Встречается также при протестных реакциях против психологического тестирования либо против межличностного взаимодействия как такового.
Средний (норма) Хочет выглядеть в глазах окружающих адекватно, то есть казаться таким каким является на самом деле. Самостоятелен в суждениях о себе. Обращает внимание на мнение о себе других людей, если оно расходится собственными представлениями.
Пониженный Стремится к независимости. Не желает быть таким «как все». Уверен в себе. Стремиться к независимости от окружающих. Не свойственна категоричность в суждениях свой адрес. Не старается выглядеть в глазах окружающих лучше чем есть на самом деле и тем самым может оставить себя вне социальных связей и социального одобрения. Низкие значения признака могут свидетельствовать о непринятии традиционных социальных норм.

 

Субшкала «Подверженность влиянию группы» (ПВГ)

Подверженность влиянию группы — это повышенная восприимчивость воздействию группы или её членов, приводящия к подчинению в группе, готовности изменить свое поведение и установки.

 

Уровень Описание
Повышенный Зависим от мнения и требования группы. Ведомый. Нуждается в поддержке со стороны группы. Несамостоятелен в принятии решений, ориентирован на социальное одобрение. Пассивно соглашается с мнением подавляющего большинства людей составляющих социальную группу, в которой находится сам. Уступчив, уклоняется от персональной ответственности за свои поступки.
Средний (норма) Не всегда нуждается в согласии и поддержке группы. Следует за общественным мнением, критически его оценивая. Подчиняется групповому мнению (давлению), даже если внутренне с ним не согласен.
Пониженный Независим, склонен принимать собственные решения и действовать самостоятельно. Не считается с общественным мнением, склонен давать ему негативную оценку и действовать вопреки влиянию группы. Стремится иметь собственное мнение, активно сопротивляется групповому влиянию, не нуждается в согласии и поддержки окружающих.

 

Субшкала «Принятие социальных установок социума» (ПАУ)

 

Принятие социальных установок социума – согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества. В частности, оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания.

 

Уровень Описание
Повышенный Проявляет интерес к социально неодобряемым действиям и мнениям. Пытается рационально объяснить свои поступки ссылаясь на аналогичный образцы поведения («все так делают»). Понимает, что одним можно нарушать нормы, а другим нельзя. Идентифицирует себя с теми кому можно. Испытывает азарт избегания наказания или порицания. Проявляет пониженную критичность к себе своему поведению.
Средний (норма) Не склонен принимать социально неодобряемые установки Понимает, что одним можно нарушать нормы, а другим нельзя. Идентифицирует себя с теми кому нельзя. Сомневается в правильности нормы поведения усвоенных ранее. Склонен к состоянию оппозиции.
Пониженный Не проявляет интерес к социально неодобряемым поступкам, не противопоставляет себя старшему поколению. Считает что социальные нормы нельзя нарушать никому. Некритичен к усвоенным ранее социальным нормам, предоставлениям о хорошем и плохом. Проявляет повышенную критичность к себе, своему поведению.

 

Субшкала «Склонность к риску» (СР)

Склонность к риску (опасности) — предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери.

 

Уровень Описание
Повышенный Субъективные ощущения риска ниже чем реальный уровень опасности. Осознаёт потенциальные риски, но отказывается их учитывать оказываясь под влиянием различных чувств и желаний. Информированность об опасных последствиях заменена мифами, заблуждениями, отсутствием критичности к рискованному поведению.
Средний (норма) Соответствует реальному уровню опасности в ситуациях, связанных с большой вероятностью угрозы. Осознает потенциальные риски и учитывает их в своем поведении. Принимает взвешенные, разумные решения в эмоционально насыщенной ситуации, особенно в присутствии сверстников. Критикует принятые в подростковой среде формы рисков поведения.
Пониженный Субъективные ощущения риска выше чем реальный уровень опасности. Завышает потенциальные риски. Склонен считать рискованными даже потенциально не опасные виды активности, перестраховывается. Отвергает поведеное связанные с риском.

 

Субшкала «Импульсивность» (И)

Импульсивность — устойчивая склонность действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

 

Уровень Описание
Повышенный эмоционально неустойчив легко расстраивается раздражителен не контролирует свои эмоции перепады настроений нетерпелив подвержена сиюминутным побуждением идёт на поводу у собственных желаний потворство своим слабостям решение принимает поспешно действует спонтанно склонен сначала высказываться и действовать а потом обдумывать свои действия и высказывания
Средний (норма) эмоциональная адекватный совершает поступки без достаточно сознательного контроля только под влиянием сложных внешних обстоятельств или сильных эмоциональных переживаний стремится избегать необдуманных действий при принятии решений не склонен торопиться
Пониженный эмоционально устойчивый выдержанный сознательно контролировать свои эмоции и поведение предварительно обдумывает и планировать свои действия взвешивает ли учитывать последствия своего поведения для себя и окружающих проявляет высокую адаптивность К социальным нормам

 

Субшкала «Тревожность» (Т)

Тревожность — предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству.

 

Уровень Описание
Повышенный Склонер воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Не уверен в себе, склонен к предчувствиям. Часто проявляет беспокойство, озабоченность, ранимость. Напряжён в трудных жизненных ситуациях. Застенчив, трудно вступает в контакт с другими людьми. Чувствителен к одобрениям  окружающих.
Средний (норма) Уверен в себе. Эмоциональный фон адекватен внешней ситуации. Ситуативно проявляет волнение. Адекватно реагирует на возникающие стрессогены.
Пониженный Тревогу вызывают критические жизненные ситуации. Уверен в себе и своих силах. Спокоен и легко вступает в контакт с другими людьми. Не склонен переживать по любому поводу.

 

Субшкала «Фрустрация» (Ф)

Фрустрация (от лат. обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели.

 

Уровень Описание
Повышенный Проявляет низкую фрустрационную толерантность. Фрустрационные реакции наступают даже при малой интенсивности фрустрирующего фактора. Интенсивность эмоциональной реакции не соответствует силе воздействующего фрустратора. Часто находится в негативном эмоциональном состоянии. Имеются потребности и желания, которые не могут быть реализованы. Ставит перед собой недостижимые цели. Нереализованные намерения вызывают эмоциональное напряжение (стресс) и отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревогу, отчаяние, озлобленность. Склонен к жесткой экспрессии и недоброжелательному обращению с окружающими.
Средний (норма) Уровень фрустрации зависит от силы интенсивности фрустратора и от функционального состояния. Склонен к адекватной оценке фрустрационной ситуации, видит выход из неё. Фрустрационные реакции соответствуют устойчивым формам эмоционального реагирования на жизненные трудности, сложившимся при становлении личности. Отрицательные эмоции вызванные фрустратором не имеет крайних проявлений.
Пониженный Проявляет высокую устойчивость к воздействию фрустрирующих факторов (фрустрационная толерантность). Ставит перед собой достижимые цели. Фрустрационные реакции наступают только при воздействии сильного интенсивного фрустратора. При воздействии фрустрирующий обстоятельств сохраняет спокойствие. Терпелив. В ситуациях неудовлетворения потребностей ведёт себя рационально: либо понижает свои притязания, либо смиряется с трудностями, либо перестает думать о том и о другом

 

Субшкала «Наркопотребление в социальном окружении» (НСО)

Наркопотребление в социальном окружении — распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.

 

Уровень Описание
Повышенный Опасное количество носителей зависимости в социальном окружении. Возможно формирование референтной группы из наркопотребителей или формирования авторитетного мнения. Наличие примеры наркопотребления для подражания. Некритичное отношение к наркопотребляющим. Высокая вероятность социального одобрения наркопотребления, формирование интереса и приобщения к наркотикам.
Средний (норма) Существенное количество носителей зависимости в социальном окружении. Возможно формирование референтной группы из наркопотребителей или формирования авторитетного мнения. Возможно наличие примеры наркопотребления для подражания. Некритичное или безразличное отношение к наркопотребляющим. Существенная вероятность социального одобрения наркопотребления, формирование интереса и приобщения к наркотикам.
Пониженный Незначительное количество носителей зависимости в социальном окружении. Формирование референтной группы из наркозависимых или формирование авторитетного мнения маловероятно. Критичное или безразличное отношение к наркопотребляющим. Наличие примера наркопотребления для подражания маловероятно. Незначительная вероятность социального одобрения наркопотребления, формирования интереса и приобщения к наркотикам

 

Шкала «Факторы защиты»

(обстоятельства, снижающие шансы индивиды стать потребителем психоактивных веществ)

 

Субшкала «Принятие родителями» (ПР)

Принятие родителями — оценочное поведение родителей, формирующие ощущение нужности и любимости у ребёнка.

 

Уровень Описание
Повышенный безусловное принятие имеет искренние доверительные эмоционально близкие отношения с родителями не испытывает недостатка внимания и общение ощущает себя любимым нужным и необходимым родители принимаю таким какой есть уважает индивидуальность одобряет интересы поддерживает планы проводит с ним достаточно времени и не жалеет об этом глазах родителей практически не имеет нежелательных и отрицательных черт характера которые вы раздражали их ценные родителями не влияют на его достоинства и не убавляет ценность его как личности для отца и матери в
Средний (норма) условные принятия положительные эмоции родителей заслуживаю ца хорошие отношения является наградой поощрением за правильное поведение негативные поступки лишай от эмоциональной поддержки со стороны родителей может временами раздражать родителей Что приводит к скрытому эмоционального отвержения имеет ряд нежелательно для родителей качества за которые они нередко его ругают
Пониженный открытые отвержение практически отвержен родителями родители не искала оценивают способности не верит в будущее испытывают отрицательное чувство раздражения досаду испытывать недостаток внимания и общение со стороны родителей родители проявляет безразличие малое внимание к внутренней жизни

 

Субшкала «Принятие одноклассниками /однокурсниками» (ПО)

Принятие одноклассниками — оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности.

 

Уровень Описание
Повышенный Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. Удовлетворен общением и взаимодействием с большей частью одноклассников, имеет общие с ними ценности, интересы, цели. Ощущение одиночества, изолированности, непонимания коллективом не свойственны. Социально-психологическая ситуация в классном коллективе воспринимается как комфортная и конфликты возникают редко, частые проявления  взаимопонимания, взаимопомощи.
Средний (норма) Пользуется авторитетом у отдельных учащихся или группы одноклассников. Принимается частью сверстников, имеет ограниченный круг общения, иногда может возникнуть чувство покинутости и унылости. В классе мнение о нем могут быть диаметрально противоположными. Иногда конфликтует с окружающими.
Пониженный В классе авторитетом не пользуется, признается отдельными ребятами, имеет низкий социальный статус. Взаимоотношения практически со всеми одноклассниками напряженные, удовлетворенность от общения не испытывает. Интерес у окружающих не вызывает. Отторжение коллективом проявляется или в частых конфликтах, или в безразличии. Часто возникает чувство изолированности.

 

Субшкала «Социальная активность» (СА)

Социальная активность — активная жизненная позиция выражающийся в стремлении влияет на свою жизнь и окружающие условия.

Уровень Описание
Повышенный Занимает социально активную жизненную позицию. Инициативен. Широкий круг интересов. Стремиться участвовать в окружающих событиях. Испытывает потребность в социальных контактах, стремление к освоению социальных форм деятельности. Выражены мотивы самоопределения и самосовершенствования. Стремится преодолевать препятствия. Проявляет творчество и инициативу, в деятельности самокритичен требователен к себе и другим.
Средний (норма) Преобладают мотивы долга и ответственности. Ограниченный круг интересов. Самостоятельность в деятельности невысока. Исполнителен, однако не инициативен. Осознает собственное участие в общественно значимой деятельности как способ включения в жизнь учебного заведения.
Пониженный Занимает социально пассивную жизненную позицию. Узкий круг интересов. Не испытывает большую потребность в социальных контактах. Проявляет сдержанность в процессе социальных взаимодействий, необщительность, предпочтение уединения компаниям. Безынициативен, равнодушен к дклам коллектива или группы. Безразличен к окружающей действительности.

 

 Субшкала «Самоконтроль поведения» (СП)

Самоконтроль поведения — сознательная активность по управлению своими поступками в соответствии с убеждениями и принципами.

 

Уровень Описание
Повышенный Настойчив, терпелив, рассудителен. Эффективно контролирует свое поведение. Деятельный, работоспособный, активно стремится к выполнению намеченного. Преграды на пути к цели мотивируют. Уважительно относится к социальным нормам, стремится полностью подчинить им свое поведение.
Средний (норма) Поведение варьирует в зависимости от ситуации. Свойственны устойчивость намерений, реалистичность взглядов. Чувствителен к эмоциональным и поведенческим проявлениям окружающих.
Пониженный Низкий уровень контроля и управления своим поведением. Повышенная лабильность и неуверенность. Непоследовательность или разбросанность поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, который компенсируется повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью. Склонен к свободной трактовке социальных норм.

 

Субшкала «Самоэффективность» (С)

Самоэффективность — уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат. Термин введён А. Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социальной когнитивной теории.

 

Уровень Описание
Повышенный Уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. Активно достигает поставленные цели. Имеет высокую самооценку. Преобладает оптимистичный сценарий развития событий. Берётся за сложные задачи и эффективно их достигает, доводит начатое до конца. Может относительно легко отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни и справляться со стрессом
Средний (норма) Ожидание самоэффективности проявляется ситуативно. Увеличивается при успешном достижение целей и уменьшается в ситуации неудачи. Свойственна адекватная самооценка. Не всегда берётся за выполнение сложных задач и, не верит, что у него получится их решить. При несовпадении ожиданий высокой самоэффективности с её реальным проявлениями склонны не доводить начатое дело до конца.
Пониженный Не верит в свои силы достигать поставленные цели, испытывает чувство беспомощности, присуща низкая самооценка. Упорство в достижении целей несвойственно, избегают ситуации, с которыми как он считает он не сумеет справиться. Пассивен, при достижении поставленных целей берётся в основном только за выполнение простых задач. Преобладает пессимистичный сценарий развития событий. Часто не доводит начатое дело до конца. Тяжело справляется со стрессами и перестраивает свой образ жизни.